Что учесть при планировании работ по техническому обслуживанию оборудования комплекса водоподготовки?
Организации, использующие комплексы подготовки и очистки воды, рано или поздно, сталкиваются с вопросом планирования мероприятий и бюджетов по техническому обслуживанию и плановому ремонту технологического оборудования и различных узлов в них входящих.
Именно тут и возникает вопрос — с чего начать? На что обратить внимание? Какие из узлов требуют более пристального внимания? Как спланировать бюджет на проведение всех этих мероприятий? Какие элементы/материалы в составе оборудования подлежат замене и как определить реальную целесообразность такой замены.
Не имея существенного опыта в области решения таких вопросов, они часто становятся камнем преткновения для инженерного персонала, так как их решение чаще всего выходит за рамки инструкций по эксплуатации отдельных устройств и обыденной, рутинной работы инженеров.
Итак, давайте по-порядку.
Что представляет собой обслуживание системы водоподготовки?
По своей сути, это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности работы и поддержание ее надежности и работоспособности, обеспечение баланса эксплуатационных затрат и естественной амортизации оборудования.
В ходе плановых мероприятий по сервисному обслуживанию проводится проверка работоспособности как всего комплекса в целом на предмет достижения и поддержания необходимых результатов по очистке воды, так и отдельных элементов, где определяется фактическая эффективность работы узлов на каждом технологическом этапе подготовки воды. В ходе проведения таких работ выявляется реальная потребность в проведении тех или иных мероприятий, замены фильтрующих материалов, корректировка доз уже используемых или подбор альтернативных реагентов и расходных материалов, осуществляется прогнозирование перспективных затрат будущих периодов и определяются расчетные нормы потребления расходных материалов. Благодаря этому, эксплуатация комплексов водопдоготовки и очистки воды происходит системно, все затраты на обеспечение его работы — прогнозируемы и прозрачны. На основании прогнозов легко верстаются бюджеты расходов на эксплуатацию и просчитывается себестоимость очистки воды. В конечном итоге, все это самым прямым и благоприятным образом сказывается и на общем финансовом результате работы предприятия и на себестоимости получения конечного продукта.
Стандартный перечень работ и мероприятий, которые проводятся во время технического обслуживания, как правило, включает в себя:
— проверка целостности оборудования, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, приборов КИПиА и т.д;
— проверка и/или контроль за показателями работы оборудования: настройки в управляющих клапанах фильтров, настройки на насосах-дозаторах, текущие показатели на панелях управления (при наличии) и т.д;
— сравнение текущих настроек в работе оборудования с данными, которые указываются в инструкциях по эксплуатации, паспортах на оборудование, режимных картах и иной эксплуатационной документации;
— при выявленных отклонениях в настройках работы оборудования от эксплуатационной документации выполнятся анализ причин отклонения и корректировка настроек оборудования.
В рамках технического обслуживания оборудования также могут быть выполнены следующие виды работ:
— Прочистка или замена механических фильтров (в зависимости от типа фильтра);
— Замена фильтрующей загрузки;
— Проведение химической мойки мембран ультрафильтрации и обратного осмоса;
— другие работы по требованию заказчика или эксплуатационной документации.
По результатам технического обслуживания оборудования специалистом составляется технический отчет о проведенных работах, где указываются:
— перечень и состав выполненных работ;
— перечень оборудования и материалов, которые были использованы при проведении работ;
— общие выводы по проведенным работам, включая общий анализ эффективности работы технологического оборудования, соответствие фактических результатов очистки воды на каждом этапе ожидаемым, в соответствие с разработанной технологической последовательностью;
— перечень и состав работ по оптимизации работы используемого технологического оборудования, отчет об их проведении;
— обновленные режимные и эксплуатационные карты по работе каждого технологического узла, в работу которого были внесены те или иные изменения;
— рекомендации по дальнейшей эксплуатации оборудования до следующего технического обслуживания;
— нормы расходования реагентов исходя из актуальных технологических и режимных карт;
— прогноз по дальнейшим работам, подлежащим реализации.
В случае выявления каких-либо существенных недостатков в работе оборудования, поломок, выхода из строя элементов КИПиА и прочих критически важных элементов в процессе проведения сервисных регламентных работ, исполнителями, по согласованию с организацией-владельцев оборудования, осуществляется комплекс ремонтных и иных мероприятий, необходимых для устранения выявленных недостатков. По результатам проведения таких работ, детальная информация о них включается в общий технический отчет, где отдельным приложением прикладывается дефектная ведомость, содержащая в себе детальную информацию о проведенных заменах или ремонте оборудования. Периодичность технического обслуживания определяется набором оборудования, его технической сложностью, уровнем подготовки эксплуатирующего персонала, удаленностью объекта, а также эксплуатационной документацией, разработанной производителями.
Как правило, стандартные периоды для технического обслуживания составляют 1 раз в 3, 6 и 12 месяцев, при этом, функции по оперативному контролю возлагаются непосредственно на персонал, осуществляющий текущую эксплуатацию.
При планировании сервисных работ, крайне важно обеспечить корректное функциональное распределение задач с учетом квалификации собственного персонала. Важно понимать, что простые функции вполне могут выполняться и персоналом с достаточно невысокой квалификацией, а на более сложные — лучше привлекать специализированные компании, обладающие соответствующими компетенциями. Именно корректность перераспределения задач будет определять текущий уровень сервисных затрат, так как стоимость услуг сервисных компаний достаточно высока, что продиктована высокими удельными затратами на предоставление услуг и необходимостью постоянного повышения квалификации.
Национальным центром водных технологий разработана уникальная методика планирования и оказания сервисных услуг, благодаря которой обеспечивается наилучший баланс интересов компаний-заказчиков, обеспечивается высокий уровень стабильности работы оборудования и его работоспособности.
Уже больше 10 лет мы оказываем услуги по техническому обслуживанию комплексов водоподготовки наших партнеров, обеспечивая их максимальную техническую и экономическую эффективность работы. На текущий момент более 50 предприятий-партнеров доверили нам полное техническое и технологическое сопровождение эксплуатации своих комплексов водоподготовки, тем самым не только полностью решив проблему с эксплуатацией, но и получив взамен полную прозрачность формирования текущих затрат и гарантии высокой работоспособности.
Полезная информация
- Реагентная обработка воды
- Водоподготовка для пищевой промышленности
- Озонирование
- Водоподготовка для химчисток и прачечных
- Водоподготовка в котельных и тепловой энергетике: применяемое оборудование
- Водоподготовка для химической промышленности
- Умягчение. Снижение жесткости воды
- Очистка воды обратным осмосом: обессоливание и нанофильтрация
- Водоподготовка для жилищно-коммунальных хозяйств
- Водоподготовка для нефтехимии и НПЗ
- Очистка и подготовка воды для производства мороженого
- Удаление железа и марганца из воды (деманганация)
- Водоподготовка для приготовления поливочного субстрата тепличных хозяйств
- Водоподготовка для гальванических производств
- Аэрация